Христианская молитва как средство противоболевой терапии

Ксёндз, доктор М. Степулак

Кафедра общей психологии Люблинского католического университета, Польша.

В молитвах заключаются наши желания,
а желаем мы себе того, чего бы очень хотели.
Молитва и желание стремятся к одной цели, к достижению добра,
а также пользы, с ним связанной.

(Клеменс Александрийский, Строматы)

Введение.

В настоящее время страдающему от боли человеку приходят на помощь множество превосходных и эффективных обезболивающих лекарственных средств. Однако сохраняется страдание психическое и духовное. Даже лучшие специалисты в области анестезиологии, в том числе и владеющие психотерапией, не могут ему противостоять. Поэтому, существует иное, проверенное средство - христианская молитва, которая приносит больному и страдающему человеку облегчение и великую духовную помощь.

L. Patyjewicz (1997 s. 159; por. Stepulak 1997 s.197) предлагают следующий тезис:

“Страдание в значительной степени обусловлено страхом перед смертью, в противоположность вере в Бога и бессмертие. Поэтому атеист, человек живущий духом светской цивилизации как бы свыше обречён на кошмар предсмертного страдания и переживание суровой внутренней борьбы.

Не может быть хорошим врачом тот, кто не понимает исключительной ценности веры в бога, а видит в ней только абсолютное зло, даже большее, чем смерть. Жалея и любя пациента, такой врач ведёт больного к гибели, ошибочно убеждая себя, что делает добро, Происходит противопоставление человеческой любви спасительным мукам и страданию Иисуса, принятым за всё человечество.”

Полагаю, что могу добавить некоторые размышления о молитве, как эффективном средстве лечения боли и страдания.

I. Определения и виды христианской молитвы

В словаре польского языка (1989, с. 400) можно найти следующее определение молитвы:

“Молитва это переживание верующего, основанное на мысленном обращении к божественной сущности в состоянии обожания, благодарности и просьбы. Моление это слова или установленный текст, выражающий это состояние.”

Другое определение молитвы даёт папа Иоанн Павел II (1994 с.33):

“Распространяется мнение, что молитва это разговор. В разговоре всегда есть “я” и “ты”, но в этом случае “Ты” пишется с большой буквы. Сначала полагают, что ведущее в молитве - "Я", однако ведущее в молитве - "Ты", с которого она и начинается.

Молитву можно определить ещё и следующим образом:

“Молитва - биологическое действие, вытекающее из духовного строения человека. Если молитва предаётся забвению, то нарушается целостность человека и общества. Молитва составляет нашу жизненную необходимость - она источник силы, энергии, света. Трагедия современности в невостребованности молитвы. Необходимо вернуть молитву в нашу жизнь” (Stepulak 1993 s. 144; Stepulak 1996).

Существуют следующие виды христианской молитвы:

  • Молитва смирения. Эта молитва связана с переживанием потери. Её другой тревожный мотив связан с материальными или духовными аспектами жизни, болезни и смерти. Человек в боли и страдании хочет иметь надежду, молитва даёт ему эту надежду, означающую доверие к богу (Jaworski 1993 s.91; Lewis 1980; Grzywaczewski 1990).
  • Молитва заступничества. Истинное христианство укоренилось в реалиях этого мира. Ведь можно считать, что молитва подлинна, если обращение к Богу связано с беспокойством за всех людей, которые страдают. M. Thurian (1987 s.145) утверждает, что духовная жизнь тогда правдива, когда человек знает меру человеческого страдания, когда перед обличием Бога представлены страдания и иных людей и когда познание страдания разделяется с Христом и всеми людьми.
  • Молитва благодарственная. Это выражение признательности за те чувства, которые познаются человеком, как радость, счастье и добро. Это также признательность за страдание и боль (что является парадоксом для человека неверующего). Человек верующий молится даже тогда, когда испытывает неудачи, трудности, болезни и несчастья (Bortnowska 1982 s.203). Этот вид молитвы считается необходимым с точки зрения разрешения каких-либо спорных проблем.
  • Молитва преклонения. Больной и страдающий человек обращается и вверяет себя Богу. Истинная сущность каждой религии, как утверждает Maslow, заключается в личном особом озарении или достижении экстаза. В минуты такого озарения мы ощущаем мир, как всеобщую целостность, с которой мы тесно связаны (Psychologia wierzen religijnych, 1990 s.370).

Необходимо добавить, что с точки зрения психологии молитва проходила некоторую эволюцию, фазы которой можно определить следующим образом:

  1. Молитва примитивная или племенная. Характеризуется наивностью и спонтанностью. Основную роль в ней играли стереотипы и формулы (Stepulak 1993 s.141).
  2. Молитва общая и индивидуальная, стремящаяся к соединению убеждений и этичных ценностей и ведущая к созерцанию (Rooney, Faricy 1991; Bejze 1981).

Человек больной, страдающий, борющийся с физической и духовной болью, имеет возможность молиться, используя каждый вид молитвы. Именно через молитву страдающий человек тесно связывается с Богом, иногда до степени сверхъестественного единения с ним и возвышения.

II. Молитва в случае боли и страдания.

По утверждению P.E. Johnsona (1959; по Kuczkowski 1993) молитва для страдающего человека имеет большое психологическое значение:

  • возникает осознание потребности и реальности;
  • приводит к раскаянию и даёт ощущение прощения; учит, что независимость это самообман;
  • пробуждает веру, надежду, приносит успокоение разуму, а следовательно, ведёт к уменьшению страха, тревоги и гнева;
  • даёт перспективу на решение проблем и помогает создать конкретный план действий;
  • выясняет цель, которой человек хочет себя посвятить и концентрирует силы на её достижении;
  • восстанавливает психическую энергию посредством контакта с Богом;
  • вызывает сострадание к нуждам других людей и подвигает на альтруистические поступки;
  • подтверждает наши ценности и готовит ко всему, что может случиться;
  • объединяет людей через служение высшему началу.

Действительно, боль это предмет врачебной деятельности, предмет для диагностики и лечения, однако часто врачи становятся беспомощными перед этим феноменом (Gumul ka, Rewerski 1982 s.168).

По результатам исследований M.G. Rossa (1950 s.63) интересными представляются мотивации молящихся. Они могут иметь значение для больных и страдающих людей.

  1. Бог слышит молитву и отвечает - 32,8%
  2. Молитва помогает в период стресса и кризиса - 27,2%
  3. После молитвы чувствуешь облегчение и улучшение - 18,1%
  4. Молитва напоминает об обязанностях перед человеком и обществом - 10,7%
  5. Это привычка - 4,0%
  6. Все хорошие люди молятся - 0,5%
  7. Если человек не молится, то он подвергает себя риску - 0,5%
  8. Другие - 5,8%.

Вышеперечисленные мотивы поясняют смысл боли и страдания. Христианское страдание это форма молитвы, она способствует сближению с богом, позволяет участвовать в общей крестной жертве для спасения всех людей (Thurian 1987 s.145). Однако страдающий человек должен обладать большим мужеством. Мужество позволяет достичь добра и привести в согласие нашу духовную жизнь (Szostek 1993 s.161-162).

J. Kozielecki (1991 s.140) подчёркивает огромную роль веры, , которая вырастает на почве молитвы, и преодолевает человеческое страдание и боль.

Существует достаточно распространённый взгляд на то, что слова веры имеют лечебную ценность. Юнг, обобщая свою многолетнюю психотерапевтическую практику, сказал, что ни один из его пациентов не поправлялся, если ранее не нашёл своего религиозного отношения к миру. Хотя такой вывод кажется радикальным, не подлежит сомнению, что различные церкви, ритуалы и сакральные обряды, а также специальные психотерапевтические методы, такие как , например, пробуждение религиозного воображения, позитивно влияют на психические расстройства, на поведенческие и асоциальные нарушения: депрессию, неврозы, наркотическую и алкогольную зависимость.

Следует добавить, что для большинства людей болезнь это крайне неприятная ситуация, с которой они хотели бы как можно быстрее расстаться. Тем не менее, болезнь, страдание и боль составляют часть жизни каждого человека. Поэтому можно сказать, что больной это тот, кто при развитии и использовании своих воможностей наталкивается на препятствия со стороны собственного тела и души (Bortnowska 1980 s.177).

K. Osin ska (1980 s.20) считает, что болезнь это тайна:

  • для врача
  • для ближайшего окружения больного
  • для общества
  • в области проявления сострадания

Болезнь это таинство сострадания не только в общем понятии тайны, каковым является сострадание, но и вообще отношения к больным людям, которым болезнь послана для каких-либо важных индивидуальных и общественных целей, известных только Богу. Каждая болезнь может быть поводом, усиливающим сострадание. И каждая болезнь может облегчить вовлечение больного человека в общее сострадание.

Танатопсихологические исследования подтверждают, что неизлечимо больные верующие легче переносят страдание и страх. В надежде вечной жизни они не испытывают отчаяния, в противоположность такому состоянию духа, при котором длительное переживание боли и страданий не имеет никакого смысла (Makselon 1988 s.54). Следует, однако, добавить, что духовная сила христианской морали не замыкается только кругом верующих. Достигает она и тех, кто не отожествляет себя с Церковью, но чувствует себя сопричастным к укреплению нравственности и моральных ценностей общества (Olejnik 1995 s.49).

Иоанн Павел II напоминает о необходимости уважения достоинства каждого человека, верующего и неверующего, больного и здорового. Систематическое нарушение моральных прав, особенно такой важной материи, как уважение достоинства и жизни человека, постепенно ведёт от ослабления способности чувственного сострадания к освобождению от Бога (Evangelium vitae, 1995, 21).

Можно считать, что молитва это средство дополняющее, помогающее работе врача и медицинского персонала. “Нет ничего более жалкого, чем человек с развитым интеллектом, который может рассуждать на любую научную тему, но очень мало на тему истории, литературы, философии и религии (Dunn 1997 s.231).

В изданной в Ватикане Карте работников службы здоровья (1995 s.109) существует следующая запись:

Специальная обязанность возлагается на капеллана службы здоровья. Она заключается в том, чтобы особо заботиться о спасении душ умирающих среди всех больных. Такая обязанность подразумевает не только личную помощь доверенному его заботам больному, но и развитие этой душеспасительной работы организацией религиозных служб, учреждений, деятельности работников службы здоровья, привлечении к этому друзей больного и членов его семьи.

Чтение Евангелия умирающему выражается в любви, молитве и таинствах.

Каждый врач, независимо от его мировоззрения, должен знать, что его пациент является обладателем духовного начала (sacrum), определяющего смысл его жизни (Osin ska 1992 s.23).

В настоящее время существуют некоторые общественно - психологические факторы, которые отражаются на стиле молитвы:

  • внешняя сторона жизни человека
  • рационализм и эмпиризм
  • недоверие к истории и традициям
  • отсутствие связи молитвы и повседневной жизни
  • примитивное религиозное мышление (Stepulak 1993 s.142)

Заканчивая, позволю себе привести слова человека страдающего и переживающего боль (Kro likowski 1981 s.128):

Отдаюсь полностью Твоей воле в здоровье и болезни, в успехе, в радости и печалях, целиком и без ограничений, потому что верю безгранично, чтобы Ты не сделал будет на пользу моей душе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Bejze B. (red) (1981). Modlitwa i praca. Warszawa: Wyd. S.S. Loretanek.
  2. Bortnowska H. (oprac) (1980). Sens choroby. Sens s mierci. Sens z ycia. Krako w: Wyd. Znak.
  3. Bortnowska H. (oprac) (1982). Bezimienni mo wia o modlitwie. Krako w: Wyd. Znak.
  4. Dunn H.P. (1997) Etyka dla lekarzy, piele gniarek i pacjento w. Tarno w: Wyd.Biblos.
  5. Grzywaczewski J. (1990). O modlitwie. Niepokalano w: Wyd. O.O. Franciszkano w.
  6. Gumul ka W.S., Rewerski W. (red) (1989). Terapia bo lu. Warszawa: PZWL.
  7. Jan Pawel II. (1995). Evangelium vitae. Watykan.
  8. Jan Pawel II. (1994). Przekroczyc pro g nadziei. Lublin: RW KUL.
  9. Jaworski R. (1993). Spotkac sie . Pl ock: Pl ckie Wyd. Diecezjalne.
  10. Johnson P.E. (1959). Psychology of religion. New York: Abingdon Press.
  11. Karta Pracowniko w Sl uz by Zdrowia. (1995). Watykan: Papieska Rada Ds. Duszpasterstwa Sl uz by Zdrowia.
  12. Kozielecki J. (1991). Z Bogiem albo bez Boga. Warszawa: PWN.
  13. Kro likowski L . (1981). Modlitwa chorych. Hereford: Wyd. Ksie z y Mariano w.
  14. Kuczkowski S. (1993). Psychologia religii. Krako w: WAM.
  15. Lewis C.S. (1980). Listy o modlitwie i moralnos ci. Warszawa: IW PAX.
  16. Makselon J. (1988). Le k wobec s mierci. Krako w: PTP.
  17. Olejnic S. (1995). Etyka lekarska. Katowice: Wyd. Unia.
  18. Osin ska K. (1980). Two rscza obecnos c chorych. Warsszawa: IW PAX.
  19. Osin ska K. (red). (1992). Refleksje nad etyka lekarska . Warszawa: Wyd. Archidiecezji Warszawskiej.
  20. Patyjewicz L. (1997). Doskonala ca wartos c cierpienia. W: B.L. Block, W. Otre bski (red). Czl owiek nieuleczalnie chory. Lublin: WNS KUL, s. 158-165.
  21. Psychologia wierzen religijnych. (1990). Warszawa: Spo l . Wyd. “Czytelnik”.
  22. Rooney L., Faricy. (1991). Jak rozmawiac z Bogiem? Krako w: Wyd. Maszachaba.
  23. Ross M.G. (1950). Religions beliefs of youth. New York: Association Press.
  24. Skorupka S., Auderska H., L empicka Z. (1989). Sl ownik Je zyka Polskiego. Warszawa: PWN.
  25. Stepulak M. (1993). Droga do s wia tyni. Warszawa: Cor Apertum.
  26. Stepulak M. (1996). Wybrane zagadnienia z psychologii religii. Siedlce: Instytut Teologiczny.
  27. Stepulak M. (1997). Etyczna ocena hipnozy jako metody terapii bo lowej. W: B.L. Block, W. Otre bski (red). Czl owiek nieuleczalnie chory. Lublin: WNS KUL, s. 197-204.
  28. Szostek A. (1993). Pogadanki z etyki. Cze stochowa: Biblioteka “Niedzieli”.
  29. Thurian M. (1987). O Eucharystii i modlitwie. Krako w: Wyd. Znak