Боль и человек
Иерей Андрей Бурдин
Председатель православного Центра милосердия во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона.
Нет ни одного человека, пришедшего в этот мир, который мог бы в конце своего жизненного пути сказать: "Вот я прожил эту жизнь и не испытал страданий, горестей и боли".
Боль вошла в нашу жизнь вместе со смертью: через грехи, страсти и пороки. При лечении любой врач обнаруживает массу факторов из жизни пациента, которые привели человека на больничную койку. Это: чревоугодие, сладострастие, гордость, сребролюбие, раздражительность, злость, зависть, уныние и т.д. То есть раны душевные привели к ранам телесным. И горе человеку, если он не сможет в этот скорбный час изменить свою духовную жизнь. Такой пациент испытывает страх, отчаяние, безнадёжность, он злится на всех окружающих его людей (чаще всего, на врачей, медсестёр), ненавидит и завидует здоровым людям, а от этого и телесные его страдания усиливаются, боль становится невыносимой, сама жизнь теряет ценность. По такому варианту развивается болезнь человека, который, как правило, не верил и не верит в Бога. Почему именно у него? Потому что каждый человек строит свою жизнь на каком - либо основании, если это не Бог, то, в основном, материальные ценности. Когда же человек не в состоянии их иметь, или произошла их потеря, или он не имеет возможности ими пользоваться, его жизнь рушится, теряет смысл, а вместе с тем разрушается и человеческая личность.
Как часто мы можем узнать в озлобленном или безучастном больном того человека, которого мы знаем до болезни. Для таких пациентов важна не только медикаментозная помощь, но жизненно необходима духовная поддержка.
Почему "жизненно"? Если такой человек стал инвалидом, если из-за болезни изменяет свой социальный статус на более низкий, а особенно если он осознаёт приближение смерти и бессилие врачей избавить его от физической боли, то часто решает свои трудности попыткой самоубийства.
Ведь боль бывает не только физической, но и душевной, и последняя в упоминаемых случаях гораздо страшнее. Медицинская сестра, присутствовавшая при последних часах жизни Вольтера, говорила, что за деньги всей Европы не согласится ухаживать за умирающим безбожником.
Избавить от страданий человека одними лекарствами невозможно, потому что человек, как минимум, двусоставен, и необходимо лечить не только тело, но и душу.
Мы рассматриваем крайние, тяжёлые случаи, а ведь чаще физическая боль говорит о начале болезни, а не о конце жизни. И в этих случаях нужно осознать, что боль не только врач, но и лекарство. Я не буду говорить о том, что боль сигнализирует и предупреждает, о том, что она мобилизует организм и т.д., о положительном её влиянии лучше скажут специалисты, но то, что боль обладает лечебным свойством для врачевания душевных ран - это несомненно.
Человеку свойственно переоценивать свою значимость, он честолюбив, сварлив, обидчив, раздражителен, высокомерен, злопамятен, одним словом, горд, а гордость недаром называют корнем и венцом всех грехов. Но пришла боль, и вчерашний гордец осознаёт, что вся его самоуверенность и напыщенность разбились об один маленький, больной зуб.
Поэтому, страдавших людей видно не только по осунувшемуся лицу, но и по просветлённой душе. Конечно, возможны варианты, и осознания могло не наступить, шкала могла остаться прежней, но об этом мы говорили ранее.
Боль, как пламя, в котором люди, наполненные дровами грехов, сгорают до головёшек, а люди, полные добродетелей, очищаются, как золото в горниле. К нашему общему несчастью, пламя бушует, а золота в нашем бездуховном мире маловато.
Нужно ли бороться с физической болью? Да, но не только с ней, а с причинами, которые её порождают и усиливают, в том числе и духовными.